Социальное партнерство как особый способ общественных взаимодействий предполагает участие представителей разных секторов в совместной деятельности по решению проблем. Данные отношения приносят каждому из участников определенную пользу, а также способствуют общему эффекту.

  Тема экстремизма стала особенно актуальной для нашего общества в последнее время. Внутреннее социальное напряжение в условиях модернизации и внешнеполитического обострения стало фактором развития деятельности экстремистских организаций. Применяются современные средства вербовки, а одним из главных объектов манипуляционного воздействия стала молодежь.

  Проблема экстремизма в молодежной среде имеет свою специфику. Поэтому надо иметь в виду социально-психологические возрастные особенности. В какой-то степени здесь уместно опираться и на историко-культурный материал. Так, в антропологических исследованиях отношение к молодежному возрасту раскрывается через деятельность различных социальных институтов адаптации и социализации, поддерживающих устремление молодых завоевывать жизненное пространство. Можно привести пример из этнографии горских народов: деятельность такого института, как «абречество», который позволял внутренние социальные проблемы решать за счет внешнего приращения ресурсов, добываемых военными методами [2].

  В традиционных обществах большое значение имела передача опыта и знаний,  а также норм поведения. При этом было много практик, направленных как на обучение, так и на тестирование готовности выполнять ту или иную социальную роль. Соблюдение норм (религиозных и этнических) имело первостепенное значение. Доминировали коллективные действия, которые были основаны на подчинении индивида социуму и ограничивали субъективные трактовки. Традиционное общество было контекстным, деятельность индивидов была вписана в нормативную систему, случаи девиации пресекались и подвергались общественному осуждению.  

  В современности мы наблюдаем действие нескольких тенденций, что требует корректировки подхода в решении вопросов взаимоотношений в молодежной среде. Во-первых, можно констатировать нормативный кризис. Происходит процесс переоценки ценностей, отсюда наблюдается столкновение разных подходов, например, ориентированных на традиционалистскую или модернистскую модели.  Во-вторых, по причине воздействия современных информационных технологий меняется сама система коммуникации, происходит трансформация институтов трансляции социокультурной информации, по этой причине некоторые исследователи отмечают особое значение сетевого принципа передачи этнических ценностей. В-третьих,   новое оформление получила тема религиозного фундаментализма, распространение данных идей вполне может принимать форму реакции на «хаос ценностей» современного глобализирующегося мира, особенно это показательно на примере молодежи.   

  В этой связи, при анализе конкретных региональных и местных практик необходимо учитывать все эти изменения. Попытаемся именно с таких позиций рассмотреть тему ситуации в этноконфессиональной сфере на примере города Астрахани. По данным участников проекта «Гроздья гнева», Астраханская область отмечена среди субъектов РФ, где отмечается рост напряжения в сфере межэтнических отношений и распространение экстремизма [4].

  В этой связи большое значение имеет деятельность различных экспертных объединений при органах власти, занимающихся выработкой рекомендаций по теме управления в сфере межэтнических отношений. Так, при администрации города Астрахани создана антитеррористическая комиссия на основании постановления от 05.03.2007 № 643. Также этим постановлением созданы межведомственные рабочие группы при администрациях Кировского, Ленинского, Советского и  Трусовского районов города Астрахани.

  Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы на год, утверждаемым председателем комиссии, с учетом решений и рекомендаций Национального антитеррористического комитета, Антитеррористического комитета Астраханской области и на основе письменных предложений членов комиссии и руководителей рабочих групп. Заседания комиссии, согласно Положению и регламенту, проводятся не реже одного раза в квартал.                 

  Значение имеет постоянный мониторинг этноконфессиональной сферы. Так, управлением по связям с общественностью администрации города Астрахани совместно с Астраханским филиалом РАНХиГС в течение января и февраля 2015 г.  был произведен опрос студенческой молодежи вузов и ссузов города Астрахани по теме «Проблемы этноконфессиональной сферы в молодежной среде». В опросе приняло участие 1000 респондентов.

 Город Астрахань на сегодня является крупным учебным центром на юге России, по этой причине довольно большой процент ежегодных учебных мигрантов приезжает на ее территорию. Традиционными регионами, откуда к нам приезжают студенты, являются Калмыкия, Дагестан, Чечня и др – 12% опрошенных. С территории зарубежных стран: преимущественно граждане СНГ – 6% опрошенных, из других стран – 3%.  53% студентов постоянно проживают в городе, приехавших из районов области –  27%.

  По этой причине одним из факторов, который оказывает влияние на межэтнические отношения в молодежной среде, является проблема адаптации приезжих студентов. Здесь проблема видится не только в этноязыковом плане, но прежде всего в социокультурном, когда молодые люди оказываются в ситуации уменьшения контроля со стороны своих родственников или этнического окружения. В этих условиях возрастает процент девиантного поведения, иногда приводящий к правонарушениям. Одной из проблем, которая сейчас распространилась среди молодежи, является распространение употребления курительных смесей.  В этой связи возрастает роль профилактической работы всех заинтересованных структур в этом направлении.

  Респонденты проявили довольно большой процент приверженности к традиционным ценностям. Среди опрошенных 47% назвали себя верующими в рамках религиозных традиций, 11% верующими без привязки к конфессии.  Из них 47% –  православные, 36%  – мусульмане и остальные конфессии. Отсюда можно сделать вывод, что при проведении профилактической работы можно апеллировать к религиозному мировоззрению, в частности, привлекая для бесед священнослужителей.

  Почти одна четверть среди опрошенных считает межнациональные отношения на территории города Астрахани неудовлетворительными. Здесь, возможно, свою роль играет доминирование этой оценки в среде  приезжих из других регионов и государств в первый год жизни в городе, так как возникает необходимость адаптации в ситуации конфликта местных стереотипов и принятых у себя на родине.

В целом в последнее время учебными заведениями совместно с этнокультурными объединениями при поддержке органов власти проводится работа по адаптации студентов. Но, наверно, будет правильным отметить, что  пока нет единой системы, а точнее, программы социального партнерства в этой сфере. Об этом свидетельствует проявившийся в опросе факт: негативные стереотипы укоренившихся в среде играют  большую роль как потенциал причин межнациональных конфликтов – 46% из опрошенных. Кроме этого, что следует из опроса, заметно возрос процент такого фактора, как призывы отдельных лиц и групп к межэтническому противостоянию – 30%. По всей видимости, этому способствует система Интернет, через которую распространяется подобная информация, и возможно, она потребляется частью астраханской молодежи. 

  Опрос показал, что 43% студенческой молодежи не особо знакомы с  традициями других народов, а 13 % выразили желание знать больше. При том, что 39 % относится одобрительно к смешанным бракам. Опять же нельзя сказать, что работа в учебных заведениях не ведется в сфере этнокультурного просвещения, возможно, надо увеличить разнообразие форм и технологий, которые необходимо применять в этом направлении.

  Здесь можно отметить также различные просветительские проекты, инициированные представителями этнокультурных объединений, в форме чтений, круглых столов, конкурсов этнокультурной компетентности, а также мероприятий, ориентированных на развитие межэтнической коммуникации в форме экскурсионных поездок, концертов и спортивных соревнований. Возможно, здесь требуется усиление информационной работы.

  До 30% доходит среди респондентов имеющееся чувство недоброжелательности по отношению к другим национальностям. А среди причин напряженности в межнациональных отношениях называется, прежде всего, «неуважение к языку и обычаям других национальностей в повседневном быту» – 37%.  На прежнем высоком уровне стоит готовность респондентов принять участие в конфликтах в интересах своей национальности: 15% – да, безусловно и 49% – это зависит от обстоятельств.       

  Случаи межэтнических стычек среди молодежи имеют место на территории города, но они происходят по причинам, прежде всего, бытовым, а этнический фактор возникает, когда для разрешения конфликта стороны привлекают молодежь из своего окружения, в частности, односельчан или выходцев из одного региона.  

  При ответе на вопрос «Какая этническая группа наиболее конфликтна?» респонденты указали больше всего на дагестанцев, «лиц кавказской национальности» и чеченцев. Но есть упоминание таких этнических групп, которые не проявлялись в прошлых опросах – русских, казахов и калмыков.

 По факту наличия русских в ответах на этот вопрос хотелось бы обратить внимание на то, что за последнее время увеличилось количество организованных группировок националистической направленности, которые пропагандируют идеи ненависти к нерусским, прежде всего, кавказским народам. 

  По нашему мнению, в сфере регулирования межэтнических отношений большой потенциал заложен у этнокультурных объединений. По проведенному опросу видно, что респонденты знакомы с деятельностью этноНКО, а некоторые из них – до 29% –  принимают участие в их деятельности, и в целом доминирует положительная оценка их работы: при 24% – отлично и 21% – хорошо. В отношении роли, которую играют этнокультурные организации, превалирует мнение, что они неоценимы в сохранении национальной культуры, но в то же время при возникновении проблем для их решения только 5 % могут полагаться на помощь национальной общины.

 Как отмечалось выше, на данный момент в учебных заведениях города проводится работа по профилактике межэтнических конфликтов, но, по нашему мнению, здесь нет достаточной координации. Необходимо при партнерстве органов власти, этнокультурных объединений, религиозных организаций совместно с учебными заведениями выработать единую программу деятельности.

  Не последнюю роль в постановке работы в данном направлении должны играть представительства субъектов РФ, прежде всего, Северокавказского федерального округа. В городе Астрахани действует представительство Республики Дагестан, Республики Чечня и Республики Ингушетия. Указанные структуры также проводят работу в сфере профилактики конфликтов в молодежной среде, но их деятельность следует развивать дальше.

  В научной литературе предлагаются различные варианты реализации профилактики экстремизма в молодежной среде вуза. Некоторые надеются на разрешение ситуации путем создания молодежной организации в системе общегосударственной воспитательной системы. Иные ориентируются на массовые и досуговые мероприятия, такие, как неделя национальностей в вузах, тренинги по толерантности, открытая социальная реклама, парады и шествия, флешмобы. Внимание исследователей направлено и на развитие компетентностной составляющей воспитания, развитие социальной активности и гражданской культуры молодежи [3, 4].

  Представленные пути профилактики связаны с первичной профилактикой молодежного экстремизма, т.е. работой по предотвращению притока новых членов в экстремистские формирования.

Исследователи при организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма предлагают использовать несколько моделей:

·         модель, основанную на усилении традиционных институтов социализации. В основе данной модели лежит идея сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации человека;

·         модель, ориентированную на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур. В основе данной модели лежит деятельность государства по разработке  механизмов, направленных на оптимизацию деятельности разнообразных молодежных субкультур, существующих в современной России [4].

 На сегодняшний день одним из направлений работы в сфере профилактики и разрешения межэтнических конфликтов является технология медиации, т.е. привлечения посредников, не имеющих непосредственной связи с конфликтующими сторонами. Это направление требует определенной проработки и соответствующего обучения,  с целью распространения данной практики среди региональных этнокультурных объединений.

  В традиционных культурах медиация в широком смысле, как посредничество при разрешении споров, имела большое распространение в судебной практике. Например, у многих народов Астраханского края до революции наряду с шариатными судами действовали суды старейшин, и к их участию многие стремились прибегать.

 В России применение медиации регламентируется ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который вступил в силу с 1 января 2011 года. Этим законом устанавливается внесудебная практика урегулирования споров гражданско-правовой сферы при участии нейтральных лиц (медиаторов), и это является альтернативой судебного или административного разбирательства [1].

  Здесь также можно отметить: «В архаическом, высоко контекстном, маскулинном обществе, с высоким индексом дистанции власти, весьма распространено насилие на низовом уровне. Многие споры рассматриваются сторонами через призму силового или властного воздействия. В таких условиях посредничество и медиация, адаптированные к культурной специфике, оказываются более эффективными, чем использование государственного правосудия и принуждения» [7].

  Одним из главных субъектов развития этномедиации у нас сегодня является общественная организация – Ассамблея народов России. Именно они начали специализированную подготовку медиаторов в сфере урегулирования межэтнических конфликтов. Они пошли на подписание соглашений о сотрудничестве с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт медиации» и автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр медиации и права» [6].

  Большой потенциал в проведении работы по профилактике конфликтов и распространению экстремизма в молодежной среде заложен в деятельности образовательных учреждений. Вслед за Е.В. Криницыной согласимся с мнением, что «следует акцентировать внимание не только на поликультурной составляющей в воспитании молодого человека в вузе, но и уделить внимание такому аспекту, как соотношение профессиональной деятельности и ценностей будущего специалиста» [3, c. 135]. 

 Следующим направлением профилактической работы должно стать развитие образовательного направления. Речь идет не только о совершенствовании форм и методов, но также и о развитии структур, которые могут предоставлять информационные услуги в межэтнической сфере. В какой-то степени на региональном уровне возникла необходимость создания Ресурсного центра некоммерческих организаций, занимающегося, в частности, и межэтническими отношениями.

 В силу того, что на местном уровне возникают элементы скрытой напряженности, неприязненного отношения к представителям другой национальности, так называемый «бытовой национализм», представляется актуальным дальнейшее развитие системы мер, направленных на повышение культуры диалога представителей разных национальностей, формирования на территории города Астрахани стойкой атмосферы неприятия любых форм экстремистской деятельности. 

  Необходимо усилить поддержку различных межэтнических проектов, которые проводятся на территории города, а также привлекать активистов молодежных этнокультурных объединений к социальной работе с последующим широким информационным освещением. Необходимо отметить, что одним из основных направлений противодействия экстремизму является проведение профилактической работы, в частности, пропаганда идей толерантности. К сожалению, основной социальной группой, наиболее подверженной идеям экстремизма, является молодежь. 

  В этом отношении удачным представляется опыт Астраханского филиала РАНХиГС, на базе которого действуют межвузовские структуры, ведущие работу по этнокультурному просвещению подрастающего поколения. Еще в 1998 году был создан клуб национальных культур «Кунак», который, начиная с 2014 года, преобразовался в Молодежный центр этнокультурных коммуникаций «Этномикс».

 Такие проекты, реализованные только в 2014 году, как «Мисс-Этномикс», фестиваль «Этномикс», межэтнический тимбилдинг, получили признание региональных органов власти. Кроме этого, филиал имеет большой опыт проведения тренингов в сфере профилактики конфликтов в молодежной среде. Данные образовательные программы не раз реализовывались в ходе форумных мероприятий данного вуза.

 Таким образом, важным направлением профилактики экстремизма и межэтнических конфликтов является система социального партнерства и взаимодействия многоуровневой системы организаций, институтов системы образования, учреждений и служб.

 На основе анализа имеющихся социологических данных и исследований нами предлагаются следующие направления развития социального партнерства органов власти и общественных организаций в области профилактики межэтнических конфликтов и противодействию экстремизму в молодежной среде:

1.   систематизировать работу органов власти, учебных заведений и этнокультурных объединений в сфере профилактики межэтнических конфликтов в молодежной среде с целью выработки единой программы действий;

2.  в направлении профилактики конфликтов в молодежной среде, кроме традиционных форм в виде встреч, концертов, совместных межэтнических мероприятий применять и интерактивные формы в виде тренингов, метода кейс-стади;

3.    с привлечением специалистов изучать и распространять в деятельности этнокультурных объединений практику медиации при профилактике и разрешении спорных ситуаций и конфликтов, возникающих в межэтнических отношениях; 

4.      усилить поддержку различных межэтнических проектов, которые проводятся на территории города, а также привлекать активистов молодежных этнокультурных объединений к социальной работе с последующим широким информационным освещением.  

 

Список литературы

 

1.   Федеральный закон № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 07.07.2010. 

2.   Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. – М., 2002.

3.   Криницына Е.В. Проблемы профилактики экстремизма в воспитательном пространстве современного вуза // Педагогическое образование в России. –  2014. – № 12. – С. 134-135.

4.   Сибиряев А.С., Филимонов Д.А. Возможные направления профилактики экстремизма в молодежной среде // Вестник университета (ГУУ). – 2014. – №7. – С. 79-84.

5.   Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности в регионах // Центр изучения национальных конфликтов и федеральная экспертная сеть «Клуб Регионов» [Электронный ресурс]. http: club-rf.ru/thegrapesofwrath/01/  (дата обращения: 20.05.2015).   

6.   Медиа-проект гильдии межэтнической журналистики [Электронный ресурс]. – URL: http://nazaccent.ru/column/51/ – (дата обращения: 30.05. 2015).

7.   Сайт «ЮрМедиа: юридические и медиативные услуги» – URL: [Электронный ресурс].http://xn--80ahcnrx1h.xn--p1ai/publications/25/  – (дата обращения: 30.05. 2015).

 

Источник: Идрисов Э.Ш., Никольский А.Б. Социальное партнерство в сфере профилактики экстремизма в молодежной среде на примере г. Астрахани // Научный вестник Астраханского филиала РАНХиГС. Астрахань, 2015. С. 11-16.