Этнокультурные процессы в молодежной среде обладают своей спецификой. На это накладывают отпечаток, как возрастные особенности, так и современные процессы социокультурных изменений, которым молодые люди подвержены быстрее всего. Анализируя сложившиеся отношения в межэтнической сфере Астраханской области, можно обозначить основные тенденции, причем часто разнонаправленные, которые себя проявляют в молодежной среде:

– запрос на этноконфессиональное признание (проявляется в форме выраженного эмоционального переживания о судьбе своей этнической общности или конфессии);

– первостепенный интерес к обрядовой стороне культуры, нежели догматике (проявляется в том, что молодежь стремится быть, прежде всего, участником социального действа, нежели понимать смысловое значение и в целом религиозную систему);

– подвижность этноконфессиональных ценностей и ориентиров (от гиперактивности до гиперпассивности в рамках этнокультурной традиции, а также явления прозелетизма в отношении традиционной конфессии);

– этнический нигилизм (как в форме этноцентризма, то есть неприятия других культур, так и в форме космополитизма, то есть отказа от восприятия собственных этнокультурных ценностей);

– виртуализация этнического сознания (роль современных информационных технологий, прежде всего Интернета).

Более подробную характеристику тенденций в молодежной этнокультурной среде мы планируем сделать в следующей публикации, а сейчас хотелось бы сделать акцент на последней из них – виртуализации этнического сознания. Никто не отрицает, что современная цифровая революция глобально меняет нашу жизнь. Можно проследить ее влияние и на такую сферу как этноконфессиональная.

Здесь можно опереться на мнение ученых, которые говорят о том, что электронные технологии усиливают воздействие информации на сознание человека, в тоже время формируют зависимость от них. Одним из последствий влияния IT на жизнь людей, о котором говорится все больше, является феномен так  называемого «клипового мышления» [2]. Для нашей темы в этом отношении важна проблема степени воздействия информации с помощью IT на психику человека. Отгородиться от влияния невозможно, но важно,  какой направленности транслируются этноконфессиональные знания.

Как только начала развиваться система Интернета в России, она активно стала использоваться в этнокультурной сфере. На первом этапе развитие происходило за счет модерации сайтов с этнокультурной информацией, затем наступила эпоха социальных сетей. Не будет ошибочным назвать, что «этнокультуному всплеску» современности мы обязаны развитием данной сферы. Интернет стал инструментом этнической мобилизации, развитию этой системы отводится внимание как одно из направлений деятельности в этнокультурных движениях. Интересно, что современные IT все больше становятся средствами этнообразования, в частности, в овладении навыками родного языка.

В этой связи органам власти и общественным организациям для работы с молодежью в этнокультурной сфере необходимо большое внимание уделять современным информационным технологиям, как средству трансляции знаний согласно сложившимся традициям.

Далее для раскрытия нашей темы интересно рассмотреть вопрос о функционировании лидерства в молодежной среде на примере Астраханской области. Современная практика показывает, что молодые лидеры опираются на авторитет и опыт руководителей областных национальных обществ. При этом можно отметить, что сложилось, как формальное лидерство, так и неформальное лидерство с мобилизацией этничности.

В нашем случае формальным мы считаем такую разновидность лидеров, которых выбрали на собрании областных организаций как кураторов по работе с молодежью от лица этнообъединения,  а к неформальному лидерству мы относим молодых лидеров, представляющих студенческие землячества астраханских вузов и ссузов, соседних регионов РФ и стран СНГ, без официального утверждения у областного этнообъединения. 

Общая тенденция, проявляемая в молодежном этнокультурном лидерстве, как можно отметить по нашему наблюдению – это отсутствие стабильности в стремлении выражать этнокультурные ценности. Она проявляется в частности, в том, что когда молодые люди меняют свой социальный статус, например, начинают работать, или вступают в брак, они чаще уходят от лидерских позиций или вообще полностью закрываются от этнокультурной работы. Есть и другие примеры — когда руководители национальных обществ сами выращивают себе смену, иногда делая ставку на свое родственное окружение. 

Главным моментом современного этнокультурного лидерства является процесс его «десакрализации», т.е. уменьшении харизматичности (в смысле «особости») за счет этнокультурной специфики. Этому способствует несколько причин, в частности, все больший отрыв в личном владении этнокультурной информацией в направлении потери навыков владения родным языком и знания традиции, а также на это влияют изменения самой среды этнокультурных сообществ и другие факторы. Как компенсация этих процессов, возможно усиление в ближайшем будущем конфессионального компонента мобилизации этничности.  Изменился и сам подход к организации работы, он стал более менеджерский, иногда совмещенный с предпринимательскими начинаниями. 

Не последнюю роль в поддержке авторитета молодых лидеров имеют различного рода советы при органах власти, это, прежде всего, молодежная группа при этноконфессиональном совете Губернатора Астраханской области, совет при агентстве по делам молодежи и молодежный координационный совет при мэрии города Астрахани.

На региональном уровне в Астраханской области сложились оригинальные практики этнокультурных мероприятий молодежи или для молодежи:

– совместное проведение национальных и религиозных праздников (самый яркий пример «Навруз-байрам»);

– молодежные вечера и национальные дискотеки в ночных клубах (наиболее частые казахские и татарские дискотеки, вечера ногайской и калмыцкой культур и др.);

– экскурсии по историческим и этнокультурным памятникам народов Астраханского края;

– конкурсы этнокультурной компетентности для девушек («Мисс-Навруз», «Татар-кызы», «Мисс-Кунак», «Красота-Этно» и др.);

– спортивные мероприятия с этнокультурным компонентом (Кубок «Дружбы народов» по футболу, Всеногайский турнир «Степные богатыри» и др.);

– преподавание родных языков (практика казахского, армянского, татарского НКО и других этнообъединений);

– Интернет-продвижение этнокультурной деятельности (через сайт общества, но чаще через группу в социальных сетях, из которых лидирует «ВКонтакте»).

Среди современных тенденций последнего времени можно отметить устойчивое стремление организовывать мероприятия с приглашением гостей из других национальных обществ на свои праздничные события. Этнокультурные объединения стремятся не только работать в своей национальной среде, но и показывать свою деятельность для других сообществ. Кроме этого, можно отметить серию межнациональных мероприятий, организуемых, в частности по молодежной инициативе.

Большую работу в направлении этнокультурной компетентности проводит Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. С 1998 г. действует проект – клуб национальных культур «Кунак», с 2000 г. — создан и развивается Центр этнополитического изучения народов Астраханского края (современное обозначение — лаборатория этнополитических исследований), с 2007 года — создана Ассоциация тюркской молодежи «Джиен» («Единение») [1].

Аккумулируя прошлый опыт и приспосабливая свою деятельность к современным этнокультурным трендам в молодежной среде, мы решили апробировать на практике собственный принцип в этнокультурной работе, который обозначили как «этномикс». «Этномикс» — это руководство для этнокультурной деятельности, предполагающее активное постижение этнических культур, посредством погружения в среду с помощью игровых технологий и современных  информационных средств. Впервые это обозначение прозвучало 6 декабря 2011 года, когда мы инициировали проведение молодежного фестиваля («интер-этник-шоу») этнокультурных объединений по формуле — каждое объединение представляет не свою культуру, а культуру народа, который им достался по жеребьевке. Так получилось, что армяне представляли татарскую культуру, евреи ногайскую, калмыки узбекскую и так далее. Предложенная форма вызвала интерес и получила положительные отклики как у самих участников, так и у гостей вечера [3].

Современной формой организации нашей экспериментальной работы с опорой на сформулированный подход является учреждение Молодежного центра этнокультурных коммуникаций «Этномикс». Цели деятельности центра: 1) развитие игровых технологий в этнокультурной деятельности; 2) организация методической помощи в этнокультурной работе с молодежью; 3) информационная поддержка этнокультурных проектов. В руководство объединения на данный момент входят студенты специальности ГМУ Аф РАНХиГС: Ж. Тулиева, И. Котеньков, К. Морозов, Д. Холгаева, А. Манкаева, М. Арутюнян, А. Юрьева, К. Ахмедова и др. Всяческая помощь им оказывается со стороны старшекурсников – будущих выпускников Р. Кишибаева, В. Шакировой и О. Воробьевой.

Новый состав проекта «Этномикс» впервые был презентован на Слете молодых активистов национальных обществ Астраханской области 22–23 апреля 2014 года. Члены Центра провели масштабное авторское мероприятие — «Этнический тимбилдинг». Суть игровой технологии заключалась в том, что-бы за несколько минут погрузить членов команд в культурную специфику той или иной этнической общности. Были организованы станции: русская (в форме викторины), казачья (фаланкировка нагайкой и шашкой), татарская (кулинарный мастер-класс), казахская (мастер-класс по домбре), ногайская (спортивная забава «табан тирес»),  калмыцкая (игра в альчики), северокавказская (участие в свадебном обряде «кража жениха»); узбекская (мастер-класс по национальному танцу), азербайджанская (мастер-класс по традиционному певческому жанру «мейхана»), армянская (мастер-класс по национальному письму). Команда за каждый этап получала букву от слова «астраханцы», которое на нулевом километре менялось на пазл слогана: «Мы разные, но мы вместе»!

В течение мая 2014 года члены Центра «Этномикс» прошли обучение в стартап-школе «LIFTерная», где разрабатывали свой проект по онлайн обучению родным языкам. Данный вид деятельности хорошо ложится в современные тренды развития образования, в том числе с использованием информационных технологий. Была произведена оценка размера рынка запросов на данную услугу, а также отработаны каналы продвижения образовательного продукта. По итогам конкурса проект Центра «Этномикса» занял второе место [5].

На данном этапе одним, из главных направлений, деятельности Центра является развитие информационного направления по созданию собственного сайта и продвижению медиа-проекта. Кроме этого, Центр «Этномикс» стал партнером администрации Приволжского района по созданию и продвижению муниципального туристического маршрута «В глубину веков» [4].

Обобщая этнокультурную проблематику в молодежной среде, необходимо отметить, что мы находимся на пороге больших изменений. Действие современных тенденций пока сопряжено с условиями социокультурной среды, связанной с прошлым периодом. И можно сказать, что данный этап является переходным. Возможно, в силу действия многих тенденций, этнокультурная сфера будет приобретать новые формы трансляции, в частности, будут развиваться новые формы фиксации этнической традиции. Более обосновано и определенно об этом можно будет говорить при проведении системного исследования.

 

Список литературы

 

1. Викторин В.М., Идрисов Э.Ш. Роль этнокультурной подготовки будущих управленцев в условиях полиэтничного региона (на примере деятельности Астраханского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы) // Модернизация науки и образования. Возможности. Проблемы. Перспективы: материалы I Всероссийской научной конференции. 21 декабря. 2013 г. Челябинск: Изд-во Метеор-Сити. Челябинск, 2013. C. 213-217.

2. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» – феномен современности [Электронный ресурс]. URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 23.05.2014).

3. Блог Э. Идрисова [Электронный ресурс]. URL: http://idrisel.livejournal.com­/2011/12/07/ ; Блог В. Яковлева [Электронный ресурс]. URL: http://vlad-yakovlev.live­journal.com/45003.html (дата обращения: 23.05.2014).

4. Блог Э. Идрисова [Электронный ресурс]. URL: http://idrisel.livejournal.com/­115947.html (дата обращения: 23.05.2014).

5. Сайт канала «Астрахань 24» [Электронный ресурс]. URL: http://www.astrakhan-24.ru/news/editorials/dorogu_molodym_predprinimateljam (дата обращения: 23.05.2014).

 

Источник: Идрисов Э.Ш. К характеристике этнокультурных процессов и постановке этнокультурной работы в молодежной среде // Научный вестник Астраханского филиала РАНХиГС: сборник научных статей. – Вып. 5. Астрахань-Челябинск, 2014. -  С. 148-151.