Сегодня на повестку дня встали вопросы компетентности в сфере межэтнических отношений. Это тем более актуально при подготовке будущих управленцев, особенно к работе в условиях полиэтничных регионов. Наша Астраханская область в этом ряду занимает особое место. Расположенная на стыке историко-географических областей и культурных зон, она включает поистине большое количество представителей разных этносов и этнических групп. Несмотря на тенденции изменения этнического баланса, в регионе превалирует идеи межэтнического мира и согласия, традиции добрососедского проживания.    

Предлагаем Вашему вниманию интервью на эту тему с известным этнокраеведом Астраханской области, к.и.н., зав. лабораторией этнополитических исследований Аф РАНХиГС, председателем Ученого совета Астраханского краеведческого музея Виктором Михайловичем Викториным.

 

1. Какое значение имеет этнография, наука о народах, в деле подготовки будущих управленцев?

 

Весьма большое – и притом лишь только - только раскрывающееся нам. Прикладное, практическое «народоведение» – этнографию (работу с людьми в их традиционно - бытовых ситуациях, сбор материала для осмысления) и этнологию (выделение принципов, обобщение собранного) – акад. Ю.В. Бромлей назвал немало ужé лет тому назад «этнóникой». Прочитали тогда (все, да и мы с друзьями тоже) – и позабыли … . А ведь такая «смычная», переходная отрасль знания – она очень нужна.

Мир становится всё более полиэтничен, наш регион – тем более. В ответ на заданную, даже командную «глобализацию» с мест всё чаще предъявляют «регионализм» и «локальность» – вплоть до «индивидуальности». Совсем уж похожими друг на друга люди быть не хотят. И нам предстоит удовлетворять их специфические запросы в этой «несхожести» – сперва символически (праздниками, концертами), а всё чаще и реальной помощью.

Нередко и разъяснять следует (тем же молодым родителям и в детских учреждениях), что «этническое воспитание» важно не сиюминутной отдачей, а в серьёзной социальной перспективе, для грядущих поколений. Важны хорошие, достойные примеры, грамотное участие в их освещении СМИ всех направлений.

Это всё в работе с людьми – и наука, и искусство сразу. Тем более, что у нас в Астрахани принято особо и «подчёркивать» этническую разницу, а лишь изящно и ненавязчиво учитывать её. Здесь пока ещё кажется и любой вообще «национализм» (мы именуем его «этноцентризм») … .  Но это, скорее, не достижение, а наш «резерв - багаж предков». Вдруг может оказаться, что он проблематичен и дан не навсегда (не хотелось бы такого родному краю).

«Чиновников» (в лучшем, заботливом смысле этого слóва) для завтрашнего дня нужно учить пониманию роли традиций в общественной жизни, культуре бытового поведения. Тем более, если работать им предстоит точно в полиэтничных коллективах.

Сейчас начинают в столичных ВУЗах готовить профессионалов «межэтнической и межконфессиональной работы». Это будет каждый раз вообще необычайная, «штучная» ценность. В кабинеты придут люди, знающие музыку и этническую кухню, оттенки верований и представлений. С предельно тонкой, почти что творческой интуицией.  Но притом и умеющие в критический момент смело и изящно пресечь искрящий конфликт – а ещё и уцелеть при этом.

В регионах что - то подобное пора планировать и нам. Ведь по – старинке,  долгим ресурсом, работать мы не сможем, да и не дадут – жизнь и её непременные издержки. Я весьма сожалею, что предметы «этнология» и «этносоциология» исчезли из бакалаврских программ Академии РАНХиГС. Я преподавал их много лет. Ведь выпущенные нами специалисты не сожалеют, насколько слышно с мест, что эти дисциплины изучали. Какая - никакая, а первичная ориентация в межэтническом пространстве у них всё же была.

Кстати, модного коммерческого, состязательного фактора в данных аспектах явно и совсем мало – это, как и краеведение, стабильный удел энтузиастов. Но изменились внешние обстоятельства. Возобладал европейский «Болонский процесс»…. Найдём, уверен, варианты, доступные и приемлемые молодёжи, и в его рамках тоже.

 

2. В каком виде её преподносить студентам? И какие интересные практики Вам знакомы?

 

О том и наш разговор. Их, эти практики, нам ещё предстоит нарабатывать – и на занятиях по разным (подчеркну !) дисциплинам, и в свободное, т.н. «время социализации», притом совместно с другими ВУЗами профиля госмуниципслужбы в различных регионах РФ и СНГ, с руководством этих регионов.

Чувствую, что реализуется старый принцип: «связь традиции с новизной», соотнесение «развлечения» и «привлечения». Мы с единомышленниками ему и собираемся следовать. С молодёжью нынешней нужно говорить (ну, или пытаться) на «языке понятном».

Даже трудно всё припомнить и историку - этнологу, но как - то поэтапно, с пожеланиями астраханского юношества, приобрели за минувшие 2 - 3 г. свои очертания такие формы, как “Interethnic - show” и“Etnomix” (подбираем им, кроме «глобализированных», ещё и сугубо «местные» названия).

Общий смысл их в том, чтобы силами юношей и девушек, по их желанию и способностям, ненавязчиво демонстрировать красоту и привлекательность этнических культур региона, а также их глубокую взаимосвязь. Причём также иногда делать это «крест накрест»: предъявлять со сцены или на сменной площадке этнокультуру … но не просто «свою - родную», а народа - соседа, т.е. того, к которому принадлежат друзья и товарищи. Да, труднее …, но зато как полезно и развивающе !

И всем ключевым основам работы это соответствует, молодёжью воспринимается весьма тепло и активно, после каждого вечера встречи обсуждается долго и заинтересованно, в т.ч. и средствами социальных сетей Сети “Интернет”.

Это только частные варианты – и сейчас мы обобщаем их первичный опыт. Но удачно, что именно в нашем филиале ВУЗа госмуниципслужбы сделали они первые шаги. А также и на земле Астраханской – где это возможно на богатейшем материале.

 

 3. Так в чём же этнокультурная специфика нашего региона?

 

Здесь факторов влияния немало. Разберём некоторые. Астраханский край – это характерная российская «территория позднего заселения». Здесь все – потомки переселенцев, и преимуществ в истории проживания нет ни у кого. Это – ответственный приграничный регион России, непростой по природно-климатическим условиям, с многообразными формами хозяйствования. Поддерживать и развивать его можно только лишь сообща.

Это – регион на перепутье важнейших транспортных маршрутов Евразии. Он обеспечивает межрегиональные и международные связи нашей страны. Некоторая часть этих взаимоинтересных контактов осуществляется (и секрета в этом нет) по линии этнической близости населения «Каспийского» крýга стран и народов.

Работая в свой время миротворческой миссии на Северном Кавказе я наблюдал и чувствовал особое, дружелюбное и приязненное отношение к нашему краю. «О, Астрахань – это место мирной жизни и взаимопонимания, тем родные и друзья у нас … . «Астраханец» – это не просто горячий ветер с востока. Это разумный и понимающий, надёжный человек, честный посредник и носитель идей и опыта стабильности».

Приятно было слышать – и проще работать. Но и ответственность за слова и дела была тоже высока. Остаться бы нам достойными таким добрым заветам предков.

Астраханская область – это ещё и огромное разнообразие субэтнических и диалектных групп (св. 200 единиц) внутри этносов. Здесь богатейшая картина явных и скрытых подсознательно традиций – на уровне и районов, и отдельных поселений, и – даже – внутри последних.

Сейчас эти «штрихи воздействия» мы с коллегами старательно изучаем.

 

4. Как же правильно вести профилактическую работу в сфере недопущения межэтнической конфликтности и какая наиболее приемлемая модель разрешения таких ситуаций?

 

Такая работа должна быть предельно грамотной, тонкой и деликатной. Учитывать необходимо всю совокупность процессов и явлений внутри региона и вокруг него. Вновь есть, что вспомнить в данной связи. Когда - то я, в качестве советника Губернатора, предлагал создание единого Совета безопасности региона. Удивлялся, что в здравоохранении и службе охраны порядка «безопасность» понимается … различно. Хоть этнический вектор и там, и там не впрямую, но рядышком … .

Но этот участок стал прерогативой федеральных округóв. Тем не менее, полная слаженность работы в национально - этнической и конфликтологической сфере наблюдается не всегда – притом на любом организационном уровне.

Сдвиги есть. Президентом и Правительством РФ год назад приняты ключевые документы в этой сфере. Может, нам и вернуться к прежним намёткам  …. .

Но в нашем обсуждении здесь важна работа с молодёжью, с разными её составляющими, в т.ч. и этническими, группами. Нередко в «Интеренете», на молодёжных сайтах и в чатах обнаруживаю … ну, нечто ужасающее неграмотностью и обострённостью. Поэтому требуется специальная работа с «референтными» слоями, в т.ч. со студенчеством – растущей интеллигенцией нашего края и страны в целом.

Астраханская область десятилетиями живёт в спокойной и стабильной обстановке. Бытовые несогласия чаще всего разрешаются несложно, по-соседски. Но угрозы на болезненном «общинном, коммунном» (этническом, религиозном) уровне могут и наверняка ещё будут проявляться. Тем более, точки нестабильности не столь уж далеки от нас. И миграция «к нам», создавшая регион, продолжается в новых и не всегда беспроблемных формах … . Но немного из теории вопроса.

Конфликт – он, как правило, начинается в качестве бытового или хозяйственного. Но затем неграмотно упускается из рук, кем - то заинтересованным (заезжим или своим) «умненько» раздувается – и пылает. Так на планете случалось, увы, не раз.

Моделировать предварительно все возможности можно и нужно. Но требуются мощные интеллектуальные силы, специальные научно - практические объединения. Взаимодействие широкое – а если и состязание, «кто сделает аналитику лучше», то порядочное и равноправное. Тесные связи исследователей и практических деятелей разных поколений. И, конечно же, всё это с привлечением талантливой молодёжи. А опытом – поделимся.

 

5. Сколькими языками народов края сами владеете и в чём это Вам помогало в жизни?

 

Помогало это мне много раз – помогает сейчас: и в учебной, и в научно – аналитической работе, и в дальних поездках, экспедициях. Ведь здесь обычно и не требуется абсолютного владения языками (хотя оно и очень желательно). Нужно понимать речь, помочь, если у собеседника проблемы с русским, поддержать разговор в компании, иногда – произнести приветствие или сожаление.

Со школьных лет (на Больших Исадах) ориентируюсь на языки  моих тогдашних друзей: переходный татаро-ногайский  (весьма практичный, теперь я называю его «приволжским») и на почти забытый теперь язык евреев Восточной Европы, т.н. «идиш, идиш - тайч». Говорят, он стал теперь возрождаться в разных странах: красив и певуч, похож на немецкий, хотя и отличается от него.

Студентам из Таджикистана (ещё периода СССР) я крайне признателен за навыки в понимании их языка. Студенты и сотрудники, заметил, всё чаще стремятся общаться со мной по-казахски. Бывает нелегко, но стараюсь «подтянуть»  это умение, публикуюсь у коллег в дружественном, соседнем Казахстане. Знаком я, спасибо старшим в семье и соседям, и с местным украинским диалектом – стараюсь постоянно читать сводки и обзоры на сильно изменившимся в последние десятилетия его литературном стандарте.

Повезло вообще мне и нам всем, что Астрахань – многоязыкое этнокультурное богатство. Сейчас занимаюсь древними языками, этимологией слов (и повторяю, и заново) – так легче провести «мостик» ко многим современным реалиям речи. Лучше это делать – с детства, но и вообще не поздно никому и никогда.

И небольшой секрет … . Любому моему собеседнику (даже заведомо предвзятому) следует ощущать, что я уважаю его народ и неплохо знаю его и о нём. Более того, что некоторые детали мне известны подробнее и более интересно. И главное : что с помощью собеседника я пытаюсь и сумею познать его этнос ещё глубже и лучше. Расстаёмся обычно друзьями.

 

6. Какие книги посоветуете почитать на тему по  астраханскому народоведению?

 

Наиболее содержательны, пожалуй, две коллективные монографии, вышедшие в нашем университете : «История Астраханского края» (научн. ред. – проф. Н.М. Ушаков, 2000 г.) и «Астрахань – XXI век. Социокультурная регионалистика края» (научн. ред - ры – проф. А.П. Романова и П.А. Карабущенко, 2007 г.), несколько праздничных изданий, с разделами по этносам, к юбилеям губернии - области и её облцентра.

Остаются во многом важными труды ветеранов краеведения – Н.М. Васькина, Е.В. Шнайдштейн, Г.С. Моторина – по северу обл. и Ш.К. Сиражетдинова – по её югу.

Немного устарели по статистическим данным и мой цикл статей «У этнической карты области» из газеты «Астраханские известия» (1994 г. – подборка есть в библиотеках), брошюра «Межэтническая ситуация в Астраханской области» (1998 г.) … . Сейчас с коллегами в «Этномиксе» готовим группу новых публикаций на этот счёт, планируем их широкое обсуждение. Шлифуем методику, как показать этнокультурное богатство региона через, наверное. каждое отдельное его поселение.

Но и совсем уж старые книги замечательны: «Народоведение» Ф. Ратцеля, (в сáмом нач.XX в.) серия «Народы мира» (60 - е гг.), а ещё учебник «Этнография народов СССР» С.А. Токарева (1958 г.) – кстати, «астраханские фото» в последнем, прекрасная брошюра «Народы, расы, культуры» супругов Н.Н. и И.А. Чебоксаровых (любое изд.). Ну, и  для детишек – книга «К людям ради людей» Р.Ф. Итса (1987 г.).

Да, и о младшем поколении ещё … . Самые серьёзные исследования по этноастраханике ещё не проведены и главные публикации пока не подготовлены … . Ждём притока свежих и бурных, ищущих, хорошо подготовленных сил – и весьма надеемся на это.

 

- Спасибо большое за ответы!

 

- Рад пообщаться и всем желаю успехов !

 

 

                                                                       Беседу провёл: Э.Ш. Идрисов